RU
EN
Москва:
+7 (495) 540-47-37
Владивосток:
+7 (423) 294-85-55
RU
EN
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Публикации
  • Интервью генерального директора Фонда развития Дальнего Востока Алексея Чекункова журналу «Дальневосточный капитал»

Интервью генерального директора Фонда развития Дальнего Востока Алексея Чекункова журналу «Дальневосточный капитал»

Фонд развития Дальнего Востока был создан три года назад с целью поддержки инвестиционных проектов в ДФО. Все это время он неоднократно подвергался критике за отсутствие реализованных проектов несмотря на наличие капитала в размере 15 млрд рублей. Деньги, на которые рассчитывал бизнес, пока не пущены в дело. Что должно измениться для Фонда в этом году? Об этом «ДК» разговаривал с его генеральным директором Алексеем ЧЕКУНКОВЫМ, назначенным на эту должность в октябре 2014 года.

- Алексей, что на сегодня в сухом остатке? Какой багаж можно брать в новую жизнь?

- Фонд не смог приступить к реализации инвестиционных проектов из-за некорректно сформулированных правил использования средств, выделенных государством. Правила позволяли инвестировать деньги только в проекты высокой степени готовности при минимальных рисках. Тем самым фактически блокировалась деятельность фонда как института развития, так как деньги, предоставленные в виде бюджетной субсидии, нельзя было потратить даже на разработку документации, не говоря уже о финансировании проектов на ранней стадии.

В последние месяцы мы, совместно с Минвостокразвития и Внешэкономбанком, провели большую работу с Минфином по перенастройке правил работы фонда. Развитие Дальнего Востока провозглашено президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ национальным приоритетом, поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что в 2015 году все ограничения будут устранены и обновленный регламент позволит нам приступить к активной инвестиционной деятельности.

- Вы ознакомились с проектами — претендентами на статус «приоритетных»? Есть ли там поле для деятельности фонда?

- Фонд работает в тесной кооперации с Минвостокразвития, в том числе по формированию подходов к реализации комплексных проектов, таких как развитие Северного морского пути, создание международных транспортных коридоров в Приморье, обеспечение горнорудного кластера на Чукотке транспортной и энергетической инфраструктурой. Инвестиционные проекты, которые планируется реализовать на Дальнем Востоке, можно условно разделить на две группы. Первую составляют те, что будут обеспечены инфраструктурой общего пользования в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Во вторую группу входят проекты, инвестиции в инфраструктурные элементы которых могут окупиться через специальные механизмы ГЧП. Поддержка именно таких проектов и участие в них станет приоритетным направлением деятельности фонда.

- Президентом РФ поставлен вопрос о докапитализации Фонда. Каким образом это могло бы произойти? Есть ли у Фонда свое видение на этот счет?

- Это конкретное поручение президента РФ — до 15 июля разработать механизм докапитализации Фонда, в том числе путем получения в основной капитал части налоговых поступлений от новых предприятий в ДФО. Такой инструмент успешно применяется в ряде стран, в частности в Канаде. Сейчас совместно с Минвостокразвития и Минфином мы разрабатываем модель докапитализации. Аккумулированные в Фонде средства будут реинвестироваться в новые инфраструктурные и промышленные проекты на Дальнем Востоке.

- В условиях роста кредитных ставок финансовые ресурсы становятся все менее доступными бизнесу. Это ставит под вопрос любые инвестиционные начинания. Какой будет цена денег Фонда?

- Это не первый кризис в новейшей истории России. Срок инвестирования Фонда, с учетом его нацеленности на инфраструктурные проекты, может составлять 20 лет и выше. На таком горизонте любые кризисные явления сглаживаются. Поэтому мы рассчитываем, что долгосрочная стоимость наших денег не будет сильно отличаться от темпов инфляции. Наша цель не доходность на капитал Фонда, а получение максимального эффекта от вложений с точки зрения развития экономики Дальнего Востока.

- Есть ли уже реальные механизмы, которые бы могли обеспечить вхождение Фонда в проекты?

- По определению Фонд, являясь инструментом государственной поддержки проектов, при взаимодействии с частными инициаторами и компаниями рассматривает механизм ГЧП как базовый для реализации проектов. После внесения поправок в законодательство одним из наиболее проработанных и готовых механизмов государственно-частного партнерства стали концессионные соглашения.

- Пора уже с чего-то начинать, не правда ли? С чего, на ваш взгляд?

- Сейчас наша главная задача в снятии ограничений, которые до сих пор не позволяли Фонду запустить механизм поддержки инвестпроектов. Как только такие ограничения будут устранены, Фонд немедленно приступит к процедуре отбора и реализации наиболее готовых из наиболее эффективных инвестпроектов. Наша цель — участие в таких проектах, которые вряд ли состоятся без нашей поддержки, а также привлечение в них максимальной доли внешних инвестиций, в том числе из стран АТР.

Журнал «Дальневосточный капитал», январь, 2015 год.

s