RU
EN
Москва:
+7 (495) 540-47-37
Владивосток:
+7 (423) 294-85-55
RU
EN

Интервью генерального директора Фонда развития Дальнего Востока Алексея Чекункова журналу «Дальневосточный капитал»

Фонд развития Дальнего Востока был создан три года назад с целью поддержки инвестиционных проектов в ДФО. Все это время он неоднократно подвергался критике за отсутствие реализованных проектов несмотря на наличие капитала в размере 15 млрд рублей. Деньги, на которые рассчитывал бизнес, пока не пущены в дело. Что должно измениться для Фонда в этом году? Об этом «ДК» разговаривал с его генеральным директором Алексеем ЧЕКУНКОВЫМ, назначенным на эту должность в октябре 2014 года.

- Алексей, что на сегодня в сухом остатке? Какой багаж можно брать в новую жизнь?

- Фонд не смог приступить к реализации инвестиционных проектов из-за некорректно сформулированных правил использования средств, выделенных государством. Правила позволяли инвестировать деньги только в проекты высокой степени готовности при минимальных рисках. Тем самым фактически блокировалась деятельность фонда как института развития, так как деньги, предоставленные в виде бюджетной субсидии, нельзя было потратить даже на разработку документации, не говоря уже о финансировании проектов на ранней стадии.

В последние месяцы мы, совместно с Минвостокразвития и Внешэкономбанком, провели большую работу с Минфином по перенастройке правил работы фонда. Развитие Дальнего Востока провозглашено президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ национальным приоритетом, поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что в 2015 году все ограничения будут устранены и обновленный регламент позволит нам приступить к активной инвестиционной деятельности.

- Вы ознакомились с проектами — претендентами на статус «приоритетных»? Есть ли там поле для деятельности фонда?

- Фонд работает в тесной кооперации с Минвостокразвития, в том числе по формированию подходов к реализации комплексных проектов, таких как развитие Северного морского пути, создание международных транспортных коридоров в Приморье, обеспечение горнорудного кластера на Чукотке транспортной и энергетической инфраструктурой. Инвестиционные проекты, которые планируется реализовать на Дальнем Востоке, можно условно разделить на две группы. Первую составляют те, что будут обеспечены инфраструктурой общего пользования в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Во вторую группу входят проекты, инвестиции в инфраструктурные элементы которых могут окупиться через специальные механизмы ГЧП. Поддержка именно таких проектов и участие в них станет приоритетным направлением деятельности фонда.

- Президентом РФ поставлен вопрос о докапитализации Фонда. Каким образом это могло бы произойти? Есть ли у Фонда свое видение на этот счет?

- Это конкретное поручение президента РФ — до 15 июля разработать механизм докапитализации Фонда, в том числе путем получения в основной капитал части налоговых поступлений от новых предприятий в ДФО. Такой инструмент успешно применяется в ряде стран, в частности в Канаде. Сейчас совместно с Минвостокразвития и Минфином мы разрабатываем модель докапитализации. Аккумулированные в Фонде средства будут реинвестироваться в новые инфраструктурные и промышленные проекты на Дальнем Востоке.

- В условиях роста кредитных ставок финансовые ресурсы становятся все менее доступными бизнесу. Это ставит под вопрос любые инвестиционные начинания. Какой будет цена денег Фонда?

- Это не первый кризис в новейшей истории России. Срок инвестирования Фонда, с учетом его нацеленности на инфраструктурные проекты, может составлять 20 лет и выше. На таком горизонте любые кризисные явления сглаживаются. Поэтому мы рассчитываем, что долгосрочная стоимость наших денег не будет сильно отличаться от темпов инфляции. Наша цель не доходность на капитал Фонда, а получение максимального эффекта от вложений с точки зрения развития экономики Дальнего Востока.

- Есть ли уже реальные механизмы, которые бы могли обеспечить вхождение Фонда в проекты?

- По определению Фонд, являясь инструментом государственной поддержки проектов, при взаимодействии с частными инициаторами и компаниями рассматривает механизм ГЧП как базовый для реализации проектов. После внесения поправок в законодательство одним из наиболее проработанных и готовых механизмов государственно-частного партнерства стали концессионные соглашения.

- Пора уже с чего-то начинать, не правда ли? С чего, на ваш взгляд?

- Сейчас наша главная задача в снятии ограничений, которые до сих пор не позволяли Фонду запустить механизм поддержки инвестпроектов. Как только такие ограничения будут устранены, Фонд немедленно приступит к процедуре отбора и реализации наиболее готовых из наиболее эффективных инвестпроектов. Наша цель — участие в таких проектах, которые вряд ли состоятся без нашей поддержки, а также привлечение в них максимальной доли внешних инвестиций, в том числе из стран АТР.

Журнал «Дальневосточный капитал», январь, 2015 год.